суббота, 29 марта 2014 г.

Ватикан. Площадь св. Петра . Прогулка по площади.

Площадь св. Петра . Прогулка по площади.




Собор Св. Петра – безусловно, самый грандиозный и главный храм более чем одного миллиарда католиков. И собор и одноименная площадь производят на туристов ошеломляющее впечатление. Считается, что полусфера символизирует объятия веры, в которые площадь как бы принимает всякого, кто доберется до святыни. Сверху крылья гениальной колоннады Бернини смотрятся, как божественный фонтан энергии, изливающийся из точки истины (или святого источника) в центре собора, который мягко обволакивает разум пришедших сюда людей. [2]
Купол собора, высота которого составляет 132 метра, кажется, касается итальянского неба. Мраморное величие самой этой огромной базилики не уступает великолепию ее купола. Зайти в церковь - значит, воспринять в одно мгновение смесь мрамора, солнечного света и почти подавляющего архитектурного изобилия и эстетического богатства, сумбурного движения религиозной толпы и неожиданной сдержанности, характерной для большинства сооружений. Порой у вас может возникнуть ощущение, что вы гуляете по закрытому городу - так велики размеры церкви. Например, длина двух боковых приделов составляет более 75 метров, и они могли бы легко вместить немало отдельно стоящих церквей, но в этом грандиозном контексте они занимают явно периферийное положение по отношению к главному нефу, служа лишь дополнением к 11 капеллам и 45 алтарям церкви. [1]. Историю возведения собора можно прочитать в другом моем посте Он же первый, он же единственный. Собор святого Петра. Ватикан. История собора. 

Полезная информация: Часы работы: с 7.00 – 19.00. Как добраться: Автобус: 23, 32, 34, 40, 46, 49, 62, 64, 81, 98, 271, 492, 571, 870, 881, 907, 916, 982, 990. Метро: А, ст. «OttavianoSt.Pietro»Трамвай: 19. Стоимость входа: бесплатно. [2]


Площадь Св. Петра (итал. Piazza San Pietro)


Гений Лоренцио Бернини, бесспорного мастера римского барокко, выразился уже в первых его скульптурах, выполненных для кардинала Сципионе Боргезе в 1619 – 1625 годах. Урбан VIII,  став папой, в 1623 году доверил ему работы в Ватикане, хотя он не достиг еще зрелого возраста. Из многочисленных творений Бернини в городе Ватикане наибольшей театральностью выделяется колоннада, охватывающая символическими объятиями площадь Святого Петра. Построенная в 1656 – 1667 годах, она имеет в длину 240 метров и состоит из 284 дорических колонн и 88 пилястров, а завершается балюстрадой, которая служит для 140 статуй апостолов, пап и епископов, подчеркивающих театрально-представительский характер всего сооружения. [3] Поразительны размеры самой площади (в глубину 320 м, диаметр 240 м) и ее планировка, придавшая площади с помощью монументальных боковых колоннад особое символическое значение. [4]
Мотивами создания подобного ансамбля были: превзойти великолепие купола Микеланджело, усилить величественность фасада Мадерны и предоставить городу Ватикану площадь, поражающую своим величием и пышностью. [3].



План площади.
Считаю не обязательным описывать все, что находится на площади, хочу только рассказать об объектах, которые более всего меня заинтересовали, остальные обозначу в назывном порядке.
1. Колоннада и 140 статуй.  В колоннадах 284 колонны и 88 пилястр из травертина. Высота колонн 13 м, высота колонналы 21 м. Чтобы соединить площадь с фасадом, Бернини построил два прямых крыла длиной по 120 м каждый (слева – крыло Карла Великого, справа – крыло Константина.
2.     Пассетто (укрепленный проход в замок Святого Ангела). Пассетто (итал. Passetto, Passetto di Borgo — «маленький коридор»). Сооружение возведено в 1277 году при папе Николае III. Этот скрытый ход папа Александр VI использовал для бегства при нападении на Рим войск короля Франции Карла VIII в 1494 г., а в 1527 г. по этому коридору папе Клименту VII удалось бежать из Ватикана после захвата города многонациональными войсками императора Карла V.
C o a Alessandro VII.svg3.     Герб папы Александра VII (всего шесть гербов папы Александра VII, явившегося инициатором создания площади, в центре которой возвышается обелиск в окружении двух фонтанов). 
4.     Фонтаны. Правый фонтан создан архитектором Карло Мадерно (1613). Другой архитектор, Карло Фонтана, который также принимал участие в реконструкции площади, был автором проекта левого фонтана (1677 год, на сайте собора - 1675), парного к правому фонтану. Высота фонтанов 8 м.

5.     Обелиск. Получивший в средние века название "игла" древнеегипетский обелиск был привезен в Рим из Гелиополя императором Калигулой в 37 г. на огромном корабле с египетской чечевицей в качестве балласта; Нерон установил его в своем цирке, место которого сейчас занимает Собор Св.Петра. Высота обелиска 25,3 м.[4]
Этот  и несколько других монументов были воздвигнуты по всему Риму в ознаменование победы Церкви над язычеством (и как следствие, над более современными протестантскими ересями) в ходе Контрреформации - жест воинственной бравады. [1]
Надписи на обелиске на латыни.
Северная грань – Sixtus V Pont(ifex) Max(imus) Cruci Invictae Obeliscum Vaticanum Ab Impura Superstitione Expiatum Iustius Et Felicius Consecravit Anno MDLXXXVI Pont(ificatus) II = Папа Сикст V, верховный понтифик, освятил ватиканский обелиск, очистив от языческой скверны, благочестиво и счастливо в честь всепобеждающего Креста в год 1586, своего второго года правления
Западная грань – Christus Vincit Christus Regnat Christus Imperat Christus Ab Omni Malo Plebem Suam Defendat = Христос побеждает, Христос правит, Христос – царь. Христос спасает свой народ
Восточная грань – Ecce Crux Domini Fugite Partes Adversae Vicit Leo De Tribu Iuda = Лицезрей крест Господа. Беги, армия врага. Победитель – лев от колена Иудина
Южная грань – Sixtus V Pont Max Obeliscum Vaticanum Di(i)s Gentium Impio Culto Dicatum Ad Apostolorum Limina Operoso Labore Transtulit Anno MDLXXXVI Pont II = Сикст V, верховный понтифик, ватиканский обелиск, (ранее) посвященный нечестивому культу богов язычников, с тяжелыми трудами переместил в центр почитания апостолов в год 1586, (своего) второго года правления
На вершине обелиска – звезда и трехвершинный холм Сикста V. Изначально на обелиске был установлен золотой шар, который по преданию содержал прах Юлия Цезаря. Фонтана позднее убрал античный шар, который сегодня находится в Капитолийских музеях. Вокруг обелиска по кругу расположены метки, указывающие стороны света.
6.     Центр колоннад. По обеим сторонам обелиска расположены два белых мраморных диска с гранитным центром. Если на них встать, то будет виден лишь первый ряд колонн.
7.     Солнечные маркеры. Сбоку от обелиска со стороны правого фонтана в мостовой размещены солнечные маркеры с датами, указывающими, когда полуденная тень от обелиска достигает эти диски.
8.     Папский фонтан "Четыре тиары". За колоннадой около Пассетто находится папский фонтан, построенный Pietro Lombardi в 1927. Фонтан украшен четырьмя тиарами папы и тремя парами папских ключей. Утверждают, что вода в фонтане питьевая.
9.     Место, где был ранен папа Иоанн Павел II 13 мая 1981.
10.  Площадь. Бронзовые врата Bronze Doors Главный вход в комплекс зданий Апостольского дворца. Архитекторы М. Феррабоско и Д. Вазанцио 1619 г.
11.  Площадь. Вход в крыло Карла Великого (выставки)
12.  Туалеты. Три места: крыло Карла Великого (левое); колоннада – верхняя правая сторона; около места досмотра сумок – фасад базилики справа
13.  Апостольский дворец. Официальная резиденция Папы Римского, комплекс зданий. [4]



По другому источнику Дворец Сикста IV. Дворец был построен Доминико Фонтана, который является первым из династии архитекторов, работающих в Ватикане до XVIII века. В Ватикане Фонтана проявил себя архитектором с большим размахом при строительстве Ватиканской библиотеки и дворца Пия V , завершенного при жизни этого папы, последнего понтифика, увлекающегося архитектурой и периодом маньеризма. Дворец был построен в 1589-1590 годах как папская резиденция. Три галереи, из них две нижние - сводчатые, квадратной формы, окружают внутренний дворик, известный как дворик Сикста V. Площадь дворца составляет 2809 кв.м. (тогда как все здания Ватикана занимают 55 000 кв.м.); первоначально он состоял из восьмидесяти помещений. Один из его фасадов выходит на Двор Сан Дамазо; его строительство было начато Мартино Лонги Старшим и Маскерино. В том же Дворе находятся знаменитые Лоджии, построенные Браманте и Рафаэлем.[3]
14.  Папские апартаменты, верхний этаж Апостольского дворца. Каждое воскресенье Римский Папа в полдень по местному времени обращается к пастве из окна кабинета (второе справа) своего Апостольского дворца в Ватикане с молитвой «Ангелус» (Angelus Domini) и короткой проповедью на актуальные темы.

15.  Статуя Св. Петра. На Пасху 1847 г. папа Пий IX решил заменить статуи апостолов Петра и Павла, стоявшие перед собором. Старые статуи переместили в библиотеку Сикста IV, а на их место поставили статуи большего размера, изготовленные для собора Св. Павла (St. Paul's Outside-the-Walls). Автор: венецианский скульптор Giuseppe De Fabris, 1838-1840. В правой руке апостола - ключи от рая, посеребреный и позолоченный, в левой свиток со словами "ET TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORUM" (и дам тебе ключи Царства Небесного, Мф. 16:19). Золотой ключ – власть апостола достигает неба, серебряный – власть распространяется и на землю. Еще одно толкование – это "разрешающий" и "вяжущий" ключи (и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.). Высота статуи – 5,55 м, пьедестала – 4,91. Кто автор старых статуй единого мнения нет, они были поставлены перед константиновой базиликой при папе Пии II (правил в 1458-1464 гг.). В 1849 резчики Angelo Bezzi, Fortunato Martinori и Vincenzo Biancheri закончили высокие пьедесталы, украшенные гербом папа Пия IX и эмблемой фабрики Святого Петра (RFSP – Reverend Fabbric of St. Peter Преподобная Фабрика Святого Петра, ведомство в Римской курии, занимающееся сохранением и художественным оформлением здания).
Сзади надпись: PONT. MAX. / PETRI APOSTOLORVM PRINCIPIS / SIGNVM / MAGNITVDINI TEMPLI VAT. PAR / HEIC OPPORTVNO IN LOCO / STARE IVSSIT / ANNO MDCCCXLVII / SCARI PRINCIPATVS EIVS I / LAVRENTIO LVCIDI CVR. OP. VAT. Понтифик заказал изваяния здесь, в надлежащем месте, размером, соответствующем собору Петра, князя апостолов. В 1847 г., в первый год правления, когда куратором фабрики был Lorenzo Lucidi. 

16.  Статуя Св. Павла. Автор статуи Св. Павла - Adamo Tadolini, 1838. В правой руке апостола - обоюдоострый меч, символ как мученической смерти апостола, так и слова Господня, в левой - свиток со словами "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе", Фил. 4:13, на иврите. (Прошу прощения, что раньше написала "на идише". Евреи, покинувшие родную страну и столетиями жившие по всей Европе, потеряли родной разговорный язык. Евреи, сбежавшие от преследований в Германии и переселившиеся в Россию с разрешения Екатерины Великой, говорили на диалекте немецкого – идише. Лишь при восоздании государства Израиль сионистам удалось возродить иврит из мертвых языков). Высота статуи – 5,55 м, пьедестала – 4,91. Статуя отреставрирована в 1985-86 гг. на средства христианского братства Рыцарей Колумба.


















17.  Информационное бюро и почтовое отделение.
18.  Книжный магазин Ватикана. Лучшее место для покупки книг о соборе.
19.  Mater Ecclesiae «Матерь Церкви». Мозаика Mater Ecclesiae - один из католических титулов Девы Марии - закрывает окно Апостольского дворца. В этой комнате работают две монахини из секретариата папы. Большая комната имеет еще одно окно. Мозаика установлена 7 декабря 1981 г. по желанию Иоанна Павла II в знак благодарности за спасение при покушении. Мозаика вдохновлена чудотворной иконой Madonna della colonna Божией матери "Столповой", или на столпе. Эта древняя икона находилась в прежней базилике на одной из мраморных колонн, отчего и получила свою наименование. Голубой щит с крестом и буквой М - герб папы Иоанна Павла II. Totus tuus «Целиком твой», девиз на гербе. Идея разместить изображение Девы Марии возникла еще в 1980 г., когда во время аудиенции молодой человек Julio Nieto отметил, что не нашел ни одной статуи Пресвятой Богородицы на площади.
20. Зал Павла VI Paul VI Hall. Это панельное строение строилось с 1964 по 1971 гг., в нем впервые в Ватикане установлены солнечные батареи. По средам в зимнее время здесь проводятся общие аудиенции у Папы Римского. В отличие от церемоний «Ангелуса», на них нужно заранее заказывать бесплатный билет. Иногда осенью, в теплую погоду, общие аудиенции проходят прямо на площади Св.Петра. Папа сидит в кресле под козырьком на площади, у главного входа в Собор Св.Петра, окруженный клиром, а вся площадь уставлена стульями, на которых размещается публика. В любом случае, нужно справляться на ватиканских сайтах и там же заказывать билеты на общие аудиенции папы. Общие аудиенции папы проходят всегда по средам.
21.  "Арка колоколов". Является единственным входом в Ватикан с площади. Швейцарская гвардия позволит пройти в Ватикан по делу или на экскурсию (по предварительному заказу) по подземному некрополю, раскопанному в 1939-49 гг. – Scavi tour. Над этой аркой висят колокола собора, самый большой – диаметром 2,5 м.
22.  Досмотр сумок (обязательная процедура). Туалеты. Аудиогид.
23.  Фасад (архитектор Carlo Maderno).
24.  Loggia of the Blessings Лоджия Благословения. Именно отсюда объявляется "Habemus Papam" (букв. у нас есть Папа) — латинская формула, возвещающая о том, что избран новый папа римский; и отсюда папа дает "Urbi et Orbi" (буквально, «к городу (Риму) и к миру») — название торжественного папского благословения. Под балконом находится барельеф, созданный Buonvicino в 1614 г., изображен Христос передающий апостолу Петру ключи.
     25.  Часы. Поскольку Бернини не удалось возвести колокольни на фасаде, Giuseppe Valadier в 1786-1790 гг. сконструировал двое часов. Справа часы называются Oltramontano находящийся по ту сторону гор; они показывают среднеевропейское время, на циферблате только одна стрелка. Слеваитальянские часы, они показывают римское время. G.Macchi "Diagnosis of the facade of St. Peter's Basilica in Rome": Прочный грунт находится на глубине 15 м под северным краем фасада и 25 мпод южным (левым). После смерти Карло Мадерны в 1629 г. Бернини был назначен главным архитектором собора Св. Петра и палаццо Барберини, где работают также Пьеро да Кортона и молодой Борромини. Борромини открыто критиковал архитектурную подготовку Бернини. Между 1638 и 1643 гг. Бернини возвел две колокольни, но строительство северной было приостановлено из-за финансовых затруднений, вызванных войнами за герцогство Кастро. Фреска в Apartment of the noble guard помещение почетного караула (как вид вооруженных сил Ватикан караул ликвидирован в 1970 г.), изображающий проект колоколен, какими их хотел видеть папа Урбан VIII.
26.  Место, где стоял обелиск во времена Калигулы, могут увидеть только экскурсанты по подземному некрополю 27.  Статуи на фасаде.
28.  Бюро археологических раскопок, здесь можно заранее заказать экскурсию по подземному некрополю, раскопанному в 1939-49 гг.
29.  The Sacristy & Treasury "Золотая кладовая", вход из базилики.
30.   Крыша собора Св. Петра. Поднялись на лифте, прошлись по балкону купола и вышли на крышу собора. Здесь небольшое кафе, магазин сувениров, а также второй лифт или лестица для спуска в базилику.
31.  Сикстинская капелла (видна с площади, белый дым из капелла возвещает о выборе нового папы). На фасаде собора установлены двое часов, справа часы называются Oltramontano clock находящийся по ту сторону гор, они показывают среднеевропейское время, на циферблате только одна стрелка. Подробности о Сикстинской капелле здесь.
32.  Купол собора. Лифт + 323 ступени = лучшая панорама Рима. [4]  Когда в 1546 году умер Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело Буонарроти было поручено возглавить работу по строительству собора Св. Петра. Он предал забвению проекты своего предшественника, планируя возвести гигантский купол, который должен был располагаться в центре собора, имевшего форму греческого креста. Не смотря на то, что в XVII веке Карло Мадерна изменил этот план, при завершении строительства грандиозного купола он опирался на чертежи Микеланджело. В результате купол имеет 92 метра в окружности и поднимается в высоту на 136,5 метра.  Микеланджело не смог увидеть завершения работ, поскольку умер в 1564 году, но к тому времени  почти полностью был закончен барабан, несущий купол. Его последователи, Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана, не изменили основной идеи автора. По периметру барабана ритмично расположены объемные контрфорсы с парами элегантных коринфских колонн, способствующих игре светотени. Между ними открываются окна с чередующимися полукруглыми и треугольными тимпанами. [3]



Источники:
[1] – Рим. Творческая биография города. Бретт Фрстер и Хол Марковиц
[2] – Путеводители с Дмитрием Крыловым. Италия
[3] – Ватикан. Марио Ронкетти и Алехандро Монтьель

Комментариев нет:

Отправить комментарий

/body