Он же первый, он же единственный. Собор святого Петра. Ватикан.
Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro in Vaticano; Базилика
Святого Петра) — католический собор на территории суверенного государства
Ватикан. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр
Римско-католической церкви. До 1989 года собор Св. Петра в Риме являлся самым
большим христианским собором в мире, в 1989 году его превзошела церковь -
базилика в Ямусукро Норт-Дам-де-ла-Пэ, столице африканского государства Кот'д
Ивуар (Берег Слоновой Кости).
История
собора.
Место на котором возведен собор св. Петра считается священным еще в
доимперские времена. Пространство, которое в I веке н.э. было садом порочной
царицы Агриппины. А во времена Калигулы и Нерона - .цирком, в который
кровожадные зрители собирались посмотреть на казни христиан (считается, что в
числе этих мучеников был и апостол Петр, которого распяли
головой вниз).
История в тему:
Цирк Нерона
Генрих Семирадский Христианская
Дирцея в цирке Нерона, 1897 Национальный музей, Варшава
Сюжет картины был взят художником из книги
«Антихрист» французского писателя и историка Эрнеста Ренана, который ссылался на
свидетельства римских авторов. Исторически он соответствует 60-м годам I века
нашей эры — второй половине правления римского императора Нерона,
когда начались гонения на последователей христианства. Тех, кто исповедовал эту религию, приговаривали
к смерти, как покушающихся на государственный строй. Одним из
«театрализованных» видов казни римлянок-христианок было привязывание их к
свирепому быку, которого гладиаторы гоняли по арене цирка — в результате женщина
погибала вместе с быком.
Такой жестокий способ казни был навеян древним
мифом, который встречается в разных вариантах. Нимфа Антиопа, которая была женой фиванского царя Лика, была соблазнена Зевсом (в
древнеримской версии — Юпитером) и родила от него двух сыновей — Зефа (также
встречается написание «Зет» или «Цет») и Амфиона. За свою неверность Антиопа была отвергнута Ликом и
заключена под стражу. Зеф и Амфион были брошены на произвол судьбы, но их
подобрали и вырастили пастухи. Тем временем Лик женился на Дирке (Дирцее),
которая стала жестоко обращаться с Антиопой. Во время праздника, в качестве
принесения жертвы Вакху,
Дирка хотела привязать Антиопу к рогам свирепого быка и отпустить его. Про это
узнали сыновья Антиопы, которым удалось освободить свою мать. Вместо неё они
привязали к быку Дирку (Дирцею), которую постигла та страшная смерть, которую
она готовила Антиопе.
Николай Михайловский в
своей статье «Четыре художественные выставки» (1898) приводит описание этой
картины из каталога VI выставки Санкт-Петербургского общества
художников:
Сюжет картины заимствован
из сказаний Климента Римского и Гигина. Эпизод появления на арене цирка
неукротимого быка с привязанной к нему молодой христианской девушкой должен
был напомнить собой такую же казнь, какой подвергалась мифическая
царица Дирцея по приговору пасынков её, Амфиона и Цета.
Привязанная к быку верёвками, перевитыми цветами, а к рогам волосами, девушка
казалась безжизненной от испытанных ею ужаса, стыда и физических страданий.
Животное истекает кровью, умерщвлённое гладиаторами (bestiariê), назначенными для звериной
травли. Зрелище окончено. Нерона снесли на арену в раззолоченных носилках нумидийские невольники. В сопровождении своего
любимца префекта преторианцев, жестокого и
развратного Тигелина и нескольких приближённых,
Нерон подошёл к своим жертвам, любуясь необычайностью и прелестью пластики
воспроизведенной им мифологической группы.
|
План-реконструкция цирка
Нерона, наложенный на план собора (Bonanni).
St. Peter's Tomb - могила Св. Петра.
Первая базилика была построена в 326 году, в правление первого христианского императора Константина.
Алтарь собора был размещён над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра,
принявшего в 66 году мученическую кончину в цирке Нерона.
Император Константин и его знамение
Битва у Мульвийского моста. Картина художника Джулио Романо
(XVI век).
Константин был сыном императора западной Римской
империи Крнстанция Хлора, но трон не обязательно переходил к прямому
наследнику. После смерти Констанция 25 июля 306 года до н.э. императорские
войска провозгласили Константина новым правителем, но Максенций, сын
Максимиана, предшественника Констанция, также заявил о своем праве на
императорский титул. Через два годасовет, созданный для разрешения ситуации,
избрал Максенция императором, хотя Константин сохранил власть над провинциями
Британией и Галлией.
Это решение не устроило никого, и в течении
последующих несколько лет оба правителя строили планы получения власти над всей
империей. Наконец, летом 313 года Константин собрал армию и начал продвижение к
Риму, подойдя к нему - с севера по Виа Фламиния. Он подошел к тибру на
расстоянии примерно десять миль от города, намереваясь перейти Мульвиев мост и
совершить последний марш-бросок к Риму. Однако, подойдя к мосту, Константин
понял, что войска Максенция превосходят по численности его армию почти в четыре
раза. Казалось наиболее вероятным, что Максенций будет удерживать стратегически
важный мост, не допуская Константина к Риму и, таким образом, сохраняя свою
власть над империей. Тем не менее две армии приготовились к битве.
Вечером 27 октября, накануне сражения,
Константин взглянул на заходящее солнце, и ему было знамение: он увидел крест,
сверкающий на солнце, и услышал слова, сказанные по гречески: "Сим
победиши". На следующий день две армии столкнулись, и Константин вышел из
битвы победителем. Армия Максенция отступила, но воины Константина не пощадило
врагов. Константин вступил в Рим и объявил себя императором. И поскольку
знамение креста привело его к победе, Константин, бывший прежде язычником,
объявил о прекращении преследования христиан в Римской империи, положив тем
самым начало распространению христианства в качестве господствующий религии
Европы.
Первоначально была сооружена небольшая молельня. Первая базилика была
построена в 324 г. в правление первого христианского императора
Константина. Место для сооружения базилики Константина, а потом и собора
Святого Петра было крайне неудобное. Уклон здесь с севера на юг составляет 11
метров, тогда как рядом находилось совершенно ровное поле, где стоял некогда
цирк Нерона. Строителям пришлось приложить неимоверные усилия: чтобы поставить
здесь здание, соорудили дополнительные площадки на мощных опорах высотой в 6 -
9 метров. Да и грунт тут был крайне неподходящий сырой, болотистый. Собор
Святого Петра стоит на сваях, уходящих глубоко в землю.
Эта первая базилика была возведена по
предложению папы Сильвестра I над тем местом, где, по преданию, был погребен
апостол Петр; длина ее 88 м, ширина 62 м. Перед базиликой был обширный
прямоугольный передний двор, или атриум, окруженный колоннадами. Сам храм, с
четырьмя продольными рядами колонн, по 22 колонны в каждом, имел главный неф, с
рядом верхних окон, по два боковых нефа с каждой стороны, узкий трансепт и
выступающую за линию стен апсиду. Интерьер храма был пышно украшен многоцветной
мраморной облицовкой и мозаиками. Раскопки, проведенные под фундаментами собора
в 1940–1949, показали, что ради сооружения базилики при Константине было
снесено древнее кладбище со множеством мавзолеев и выправлена покатость
Ватиканского холма (насыпано 46 000 кубометров грунта).
Собор св. Петра в
литературе:
Цитата из неоконченного романа о скитаниях
Вечного жида "Исаак Лакедем" о старой базилике:
"Теперь, наконец, пилигрим созерцал базилику и все пять ее врат.
Первые именовались вратами Судного дня: через них проносили покойников. Вторые
назывались Равеннскими, по имени города, выходцы из которого подарили их храму.
Колония равеннцев обосновалась на склоне холма Яникула; их здесь прозвали
«речниками», поскольку именно они возили все грузы и людей по реке.
Третьи, Срединные врата, некогда были отлиты из серебра на деньги Гонория I и
Льва IV. Но сарацины, разграбившие город, увезли их, а новые были изготовлены
из бронзы уже при Евгении IV.
На фронтоне четвертых, Римских, были прибиты дары, принесенные прихожанами ex
voto [Во исполнение обета (лат.)]: портовые цепи, узорные запоры от крепостных
ворот и даже военные доспехи.
И наконец, пятые назывались Святыми, или Юбилейными: открывали их лишь раз в
полвека. Сейчас они, как и первые, оставались закрытыми, а остальные,
распахнутые, позволяли разглядеть внутреннее устройство базилики: пять рядов
колонн с капеллами по обе стороны и клирос в глубине апсиды с воздвигнутой
посреди него копией Гроба Господня, освещенного пятьюстами шестьюдесятью семью
ярко горящими светильниками.
Автор романа – Александр Дюма-отец
Базилика, в которой в 800 был коронован Карл
Великий, простояла до середины 15 в. Коронация положила начало возрождению
древней империи и созданию на ее основе новой, христианизованной модели -
Священной Римской империи.
Коронация Карла Великого в соборе св.
Петра
Повествование историков.
Историк XIX века Фердинанд
Грегоровиус, чья авторитетная история средневекового города обеспечила ему
римское гражданство, ярко повествует об этой исторической коронации нового
императора во время рождественской мессы в соборе Святого Петра:
Лев, как будто движимый
божественным вдохновением, возложил на его голову золотую диадему, и в ту же
минуту собравшаяся толпа, которая лишь ожидала знака и понимала значение
происходящего, огласила церковь возгласом, каким прежде приветствовали
возвышение Цезаря: "Да здравствует и да благословен будет Карл, благочестивийший
Август, коронованный Богом, великий и миролюбивый римский император!"
Возглас этот повторен был дважды - собравшиеся, понимая, что присутствуют при
событии, равного которому Рим не видел многие столетия, были охвачены
восторгом, в то время как папа, подобно новому Самуилу, миропомазал нового
императора Запада и его сына Пипина. Лев облек Карла в императорскую мантию и
опустился перед ним на колени в знак преклонения перед главой Римской империи,
которого Бог короновал его руками.
Фридрих Каульбах. Коронация Карла Великого.
Толпа якобы осознала, что
присутствует при "судьбоносном" акте, и помимо ее символического
значения - возраждения древних и дорогих сердцу римлян имперских устремлений -
коронация Карла Великого также утвердил временную власть папы и предложила
римлянам новые обещания политической и военной защиты. Однако то. что иногда
называют "Ренессансом Каролингов", оказвлось недолговечным.
В 846 году произошло очередное разграбление Рима - на этот раз
сарацинами, пришедшими из Сицилии.
История в тему:
![]() |
Фридрих Каульбах. Коронация Карла
Великого.
|
Собор св Петра и разграбление Рима 846 года
В 820-х годах арабы, известные у средневековых
итальянцев под названием сарацины, начали завоевание Сицилии. В 842 году арабские
отряды попытались захватить Понцу, но были разбиты объединённым
флотом Неаполя и Гаэты.
Тем не менее, в том же году арабы овладели Мессиной на Сицилии. Приблизительно в то же время Радельхиз I Беневентский и Сиконульф Салернский, противники в гражданской
войне, наняли сарацинских наёмников для борьбы в Кампании. Большой отряд арабов из Кампании
на кораблях отправился в Порто и Остию,
где и совершил высадку в 846 году. Сарацины нанесли удар, так как римское
ополчение быстро отступило за безопасные римские стены.
Сарацинские налётчики, скорее всего, знали о
наличии в городе колоссальных сокровищ. Некоторые крупные базилики, такие
как базилика Св. Петра, находились за стенами
Аврелиана, таким образом став их лёгкой добычей. Они были полны богатыми
литургическими сосудами и с украшенными драгоценными камнями реликвариями, вмещавшими недавно собранные реликвии. В результате набега арабы разграбили святилища,
находившиеся вне городских стен, включая базилику Св. Петра. Современные
историки считают, что напавшие точно знали, где найти самые ценные
драгоценности. Пришедший на помощь городу король Италии Людовик II потерпел от сарацин
поражение и был вынужден отступить, однако вскоре римлянам с помощью герцога Сполето Гвидо I удалось изгнать захватчиков
из Лациума.
Эти мусульмане отличались большой
жестокостью. Они без колебаний осквернили собор св Петра и св. Павла, вместо
того, чтобы сохранить их, как поступали до них северные племена. Церковники
вовремя убрали головы апостолов из церковных усыпальниц, но саранцы все-таки
разрушили молельню собора св. Петра и разграбили могилу святого. Энергичный
папа Лев IV,дабы не допустить столь легкого разграбления собора св. Петра в
будущем, выстроил высокие, укрепленные стены, которые и по сей день определяет
муниципальную юрисдикцию Ватикана. На протяжении долгого времени этот район был
известен в народе как "Civitas Leonina".
Собор св. Петра в Средние
века был далеко не столь внушителен. Джеймс Брентон-младший в книге
"Последний Апокалипсис: Европа в 1000 году до н.э." описывает его как
"прямоугольный простой, облицованный кирпичом цвета охры и неуловимо
византийский".
Собор
св. Петра в литературе.
Божественная
комедия.
Данте
точно передал ощущаемую многими противоречивость светского папства в своей
"Божественной комедии". Данте включает несколько аллюзий на Римскую
империю, Рим появляется в поэме, когда герой встречается с пленными титанами,
окружающими центральный колодец ада. Приближаясь к ним, Данте, как ему кажется
видит в дали "высокие башни" и вопрошает своего проповедника,
Вергилия, что это за город перед ним. Вергилий отвечает, что на самом деле это
не башни, а силуэты гигантов. Данте описывает лицо гиганта, отмечает, что
"лицом он так широк и длинен был, как шишка в Риме близ Петрова
храма" (31.59-60). Это сравнение отсылает к pigna, гигантской шишке,
которая стояла в атриуме собора св. Петра в эпоху Данте, а сегодня находится во
внутреннем дворе Ватикана.
Italy. Rome. Vatican.
Fontana della Pigna (Pine Cone Fountain)
Бронзовые двери для собора св. Петра создал флорентийский художник Филарета,
которого пригласил папа Евгений IV в 1443 году.
В годы папства Николая V старое здание собора св Петра было снесено,
так же был перемещен Ватиканский обелиск на площадь св. Петра.
Для создания нового, увенченного куполом и гораздо большего по размерам
собора Николай привлек другого флорентийца - подлинного гения раннего
итальянского Возрождения Леона Баттиста Альберти.
Кардинально решил этот вопрос Юлий II,
приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который
должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские
церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению
влияния католицизма.
Позже новый папа Пий II, занявщий папский престол в 1458 году,
продолжил строительство собора. Для новой лестницы собора св Петра использовал
мрамор с Колизея и Форума.
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в
проектировании и строительстве собора Св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект
архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить
центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами).(1506—1514). В углах должны были располагаться четыре
купольные капеллы, а по углам внешнего объема четыре колокольни. Композиция
предполагалась центрально-осевая и строго симметричная. После
смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной
форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре
Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло,
избравший базиликальную форму. План Донато
Браманте 1505 г. предполагал сооружение центрического храма, до 1514 г. он
успел возвести четыре гигантских столба и арки средокрестия, а также частично
один из нефов. При его преемниках — Перуцци, Рафаэле, Сангалло, частично
отошедших от плана Браманте, строительство почти не продвинулось, и был принят
более традиционный базиликальный план Антонио да Сангалло.
Собор Св. Петра. Планы Браманте
История
в тему:
Испанское
неистовство.
6 мая 1527 был военным событием осуществляется
восставших войск Карла V, императора Священной Римской
империи в Риме, затем часть Папской области . Она ознаменовала
важную императорскую победу в конфликте между Чарльзом и Лиги Коньяк (1526-1529) - союз Франции , Милан , Венеция , Флоренция и папства .
Папа Климент VII дал свою поддержку
в Королевстве Франции в попытке изменить
баланс сил в регионе, и бесплатно папство от зависимости, то есть растет
слабость к "Империал господства» по Священной Римской империи (и Габсбургов династия ).
Армия императора Священной
Римской империи разгромили французскую армию в Италии , но средства не были доступны для оплаты
солдат. В 34000 Имперские войска взбунтовались и заставили своего
командира,Карл III, герцог Бурбон и констебль Франции , чтобы вести их к
Риму. Помимо около 6000 испанцев под герцога, армия включены некоторые
14000 ландскнехтов под Георг фон Фрундсберг , некоторых
итальянских пехоты во главе с Фабрицио Maramaldo , могущественного
итальянского кардинала, Pompeio Колонна и Луиджи Гонзага, а также некоторые
конницу под командованием Фердинандо Гонзага и Филибер , принц Оранский . ХотяМартин Лютер сам был не в его пользу,
некоторые, кто считал себя последователями протестантского движения Лютера рассматривать папский
капитал в качестве мишени для религиозным соображениям, и поделился с солдатами
желание мешок и разграбления очень богатый город, который появился быть легкой
мишенью. Многочисленные бандиты, наряду с дезертирами Лиги, вступил в
армию во время ее похода.
Герцог покинул Ареццо на 20 апреля 1527, воспользовавшись хаосом среди
венецианцев и их союзников после восстания, разразилась в Флоренции против Медичи . Таким образом, в значительной степени
недисциплинированные войска разграбили Аккуапендете и Сан-Лоренцо Alle Grotte , и
заняли Витербо и Ronciglione , достигнув стены Рима 5 мая.
Войска, защищающие Рим не были вообще
многочисленны, состоящий из 8000 милиционеров во главе с Ренцо ди Кери в том числе 2000
Папской швейцарской гвардии и 2000 из Джованни де Медичи 'ы Банде Nere .укреплений города включены массовые стены , и она обладала хорошая артиллерия сила, которая
не хватало императорской армии. Герцог Карл должен был завоевать город
спешно, чтобы избежать риска быть пойманным в ловушку между осажденного города
и армии Лиги.
6 мая, Императорский армия атаковала стены
на Gianicolo и Ватикана Хиллз . Герцог Карл был
смертельно ранен при штурме, якобы застрелен Бенвенуто Челлини . Герцог был одет
свою знаменитую белый плащ, чтобы отметить его к своим войскам, но это также
было непреднамеренное последствие указывая на него как на лидера в своих
врагов. Смерть последнего уважаемого командной полномочий между
императорской армии причинили сдержанность в солдат, чтобы исчезнуть, и они
легко захватили стены Рима в тот же день. Филибер Шалон принял командование
войсками, но он не был так популярен, или боялись , оставив его с небольшим
власти. Один из швейцарской гвардии наиболее заметных
часов 'ы произошло в это время. Почти вся охрана была убиты имперских войск на
ступенях собора Святого Петра . Из 189
охранников на дежурстве только 42, который сопровождал Папу выжил, но храбрость
арьергарде заверил, что папа Климент VII бежал в безопасности, вниз по Passetto ди Борго , в тайном коридоре , который до сих пор
связывает Ватикан с замком Святого Ангела .
После трех дней разрушительного, Филибер
приказал мешок прекратить, но мало кто подчинился. В то же время, Климент
оставался пленником в Кастель Сант-Анджело. Франческо Мария делла Ровере и Мишель Антонио из Saluzzo прибыл с
войсками 1 июня в Monterosi , к северу от города. Их осторожное
поведение помешало им получить легкую победу против теперь полностью
недисциплинированных имперских войск. 6 июня, Климент VII сдался, и согласился
выплатить выкуп в 400 тысяч Ducati в обмен на его жизнь; условия
включали уступку Пармы, Пьяченцы, Чивитавеккья и Модене в Священной Римской
империи (впрочем, только последний может быть занято в факт). В то же
время Венецианская воспользовался своим
положением, чтобы захватить Cervia и Равенну , в то время как Sigismondo Малатеста вернулся в Римини .После жестокой казни около 1000 защитников
столицы и папского святынь , грабеж начался. Церкви и монастыри, а
также дворцы прелатов и кардиналов, были разграблены и разрушены. Даже
профессиональные Imperial кардиналы были заплатить, чтобы сохранить их свойства
от Амок солдат. 8 мая, кардинал Помпео Колонна , личным врагом Климента
VII, вошли в город. За ним последовали крестьян из своих феодальных
владений, которые пришли, чтобы отомстить мешки они понесенные папских
войск. Тем не менее, Колонна была тронута жалких условиях города и провел
в своем дворце число римских граждан.
Император Карл V был сильно
смущен тем, что он был не в силах остановить свои войска ударяясь
папы Климента VII и заключения в тюрьму его. Некоторые
могут возразить, что Чарльз был частично отвечает за разграбления Рима, потому
что он выразил желание частной аудиенции с Папой Римским Климентом VII и его людей приняли меры в свои
руки. Климент VII был провести остаток своей жизни, пытаясь держаться
подальше от конфликта с Карла V , избегая
решений, которые могут вызвать недовольство его. Без каких-либо угрызений
совести и без каких-либо условий, Климент VII согласилась уступить мирские и
политические владений епархии Утрехта к
Габсбургам.
По мнению многих в это время и так, страх
повторения разграбления Рима, наряду с виртуальной лишения свободы Папы в
результате него, сделали невозможным для него, чтобы обидеть императора путем
предоставления Королем Англии Генрих VIII в отмене что он искал
его брака с тетей императора Екатерины Арагонской , так Генри в конце
концов порвал с Римом, что приводит к английской Реформации .
Это событие положило конец Римской эпохи Возрождения , повреждены престиж папства и
освободил Карла V руки 'ы
действовать против Реформации в Германии и против
мятежных немецких князей в союзе с Лютером. Тем не менее, Мартин Лютер сказал: «царствует Христос
таким образом, что император, который преследует Лютера для Папы Римского
вынужден уничтожить Папу для Лютера" (LW 49:169).
Население Рима сократилось с некоторой 55000 до
нападения, до скудной 10000. По оценкам, от 6000 до 12000 человек были
убиты.
Многие Имперские солдаты тоже умер в последующие
месяцы (они оставались в городе до февраля 1528) от болезней, вызванных большим
количеством непогребенных трупов в городе. Разграбление только
закончилась, когда, после восьми месяцев, еда закончилась, не было никого слева
выкупа и чумы не появился.
Они убивали римлян на главном алтаре собора св.
Петра, раскапывали тела умерших понтификов и заставляли служить их шуточные
мессы. Ковры, вытканные по эскизам Рафаэля, исчезли из Сикстинской капеллы, а в
расписанных им Станцах более усердные солдаты стерли с фресок лицо папы и
нацарапали имя Лютера и другие графити. Позже в соборе св. Петра была устроена
конюшня. Эти события стали известны как "Испанское неистовство".
Разграбление
Рима 1527 года. Йоханнес Лингельбах
История в тему:
Строительство собора св. Петра. Микеланджело и его враги .
из сопоставления и того, и другого
способа выяснилось, что первое строительство было лавочкой и доходным местом и
что его затягивали преднамеренно, чтобы не довести до конца. Порядочному
человеку, каким был Микеланджело, приемы эти не нравились, и, чтобы покончить с
ними, он, в то время как папа заставлял его принять на себя должность
архитектора этой постройки, заявил им в один прекрасный день открыто, что они
по договоренности между дружками прилагали все старания, чтобы не допустить его
до этой должности, ведь, если бы ему это все же было поручено, он никого из них
на этом строительстве не потерпит. Можно себе представить, как восстановили
против него эти слова, сказанные при всех, и явились причиной того, что он
возбудил против себя ненависть, возраставшую с каждым днем, когда увидели, что
он меняет все и внутри, и снаружи, и не стало ему больше житья, так как каждый
день выискивались различные новые способы доставить ему
неприятности" Вазари.
При строительстве собора Св. Петра
у Микеланджело с самого начала работы было множество врагов. В первую очередь,
это круг дурзей предыдущего главного архитектора собора, Антонио да Сангалло,
который враждовал с Микеланджело со времен проектирования укреплений Борго.
Микеланджело разоблачил махинации управителей, поставщиков, подрядчиков,
которые за время начальствования Сангалло принесли большой ущерб строительству.
Архитектор Нанни ди Баччо Биджо, метя на место главного архитектора, стоял во
главе множества заговоров недоброжелателей Микеланджело.
Был распущен слух, что Микеланджело
ничего не понимает в архитектуре, напрасно расходует средства, и портит
созданное предшественниками. Распорядительный совет назначил расследование в
1551 г. под руководством самого папы, десятники и рабочие давали свидетельства
против Микеланджело, который не удостаивал их своими оправдаинями. "Я
не обязываюсь докладывать вам, или кому бы то ни было о том, что я собираюсь
или должен делать. Ваше дело проверять расходы. Остальное касается только
меня", - заявил он кардиналу Червини, будущему папе Марцеллу II.
Рабочим он отвечал "Ваше
дело класть стены, тесать камни, плотничать. Занимайтесь своим ремеслом и
извольте выполнять мои приказания. А мыслями своими делиться с вами я не
собираюсь, ибо считаю это оскорбительным для своего достоинства".
В итоге он возбудил ненависть
стольких людей, что оставался на своей должности только благодаря
заступничеству пап, за эти 17 лет их сменилось немало, но все благоволили к
Микеланджело (пожалуй, кроме Марцелла II, после избрания которого мастер стал
спешно готовиться к бегству из Рима, но через несколько дней Марцелл
скончался).
Борьба с врагами на посторйке
собора вскоре приобрела трагический оборот. В 1963 г. преданного помощника
Микеланджело, Пьетра Луиджи Гаэта, обвинили в воровстве и арестовали,
производителя работ Чезаре да Кастельдуранте закололи кинжалом, на его место
Микеланджело назначил Гаэта, но Распорядительный совет заменил его врагом
Микеланджело - Нанни ди Баччо Биджо.
Рассердившись, Микеланджело
перестал посещать строительство, тогда враги распустили слух, что он сложил с
себя полномочия, и Нанни стал всем распоряжаться самолично. Это происходило
всего за 4 месяца до смерти Микеланджело - до последнего часа ему пришлось
бороться с завистью и враждой, и побеждать. Микеланджело отправился к папе и
пригрозил уехать из Рима. Он потребовал нового расследования, Нанни был уличен
во лжи и уволен со строительства собор Св. Петра, что не помешало ему
впоследствии, после смерти Микеланджело добиваться должности главного
архитектора собора.
Папа Пий IV не принял отставки
престарелого художника и не собирался "освободить его от бремени,
которое он по приказанию пап безвоздмездно несет уже семнадцать лет".
Тогда по настоянию Кавальери, Микеланджело создал деревянную модель купола
собора Св. Петра, впервые посвятив других в свой великий замысел.
"Случилось так, что в 1546
году умер Антонио да Сангалло, поэтому, ввиду отсутствия руководителя
строительством собора Св. Петра, у представителей этого строительства перед
папой возникли разные предложения, кому бы его поручить. В конце концов Его
Святейшество решил, по внушению, как мне кажется, самого Бога, послать за
Микеланджело, и когда ему было предложено занять место Сангалло, он отказался,
заявив, дабы избежать этой обузы, что архитектура, собственно, не его
искусство. Наконец, так как уговоры не помогали, папа приказал ему согласиться.
Тогда, к величайшему своему неудовольствию и против своей воли, пришлось ему
взяться за это дело. И в один прекрасный день, когда он отправился в собор св.
Петра, чтобы взглянуть на деревянную модель, которую сделал Сангалло, и
осмотреть строительство, он встретил там всю сангалловскую свору, которая,
подступив к нему, ничего лучшего не нашла, как заявить Микеланджело, что они,
мол, радуются тому, что руководство строительством поручено ему и что модель
это - луг, на котором всегда можно будет пастись. "Правду вы
говорите", - ответил им Микеланджело, желая намекнуть (о чем он как-то
признался одному из своих друзей), что он имеет в виду баранов и быков, ничего
в искусстве не смыслящих...
Папа Павел издал наконец именной
указ, в котором назначил его начальником строительства с неограниченными
полномочиями, на основании которого он мог строить и разрушать уже построенное,
расширять и сокращать и изменять по своему усмотрению все, что только
заблагорассудится, и приказал, чтобы все управление строительством подчинялось
его распоряжениям. Тогда, убедившись в таком доверии к нему и вере в него со
стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в
указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без
какого-либо вознаграждения...
Он нашел, что четыре главных
столба, сооруженных Браманте и оставленных нетронутыми Антонио да Сангалло,
несущих тяжесть купола, были слабы, и он их частично расширил, пристроив сбоку
две витые или винтовые лестницы с пологими ступеньками, по которым вьючные
животные доставляли материалы до самого верха, а также и люди могут подниматься
по ним верхом на лошади до верхнего уровня арок. Главный карниз из травертина
он обвел кругом над арками и получил нечто чудесное, изящное и весьма отличное
от остальных карнизов, так что лучшего в этом роде и не сделать. Он начал
выводить две большие ниши средокрестия, а там, где ранее, по планам Браманте,
Бальдассаре и Рафаэля, как об этом уже было рассказано, строились восемь табернаклей
в сторону кладбища, которые позднее продолжал строить и Сангалло, Микеланджело
сократил число их до трех, внутри же устроил три капеллы, перекрыв их
травертиновым сводом с рядом свободно пропускающих окон различной формы и
потрясающих размеров" Вазари.
Наконец,
в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее
центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание
многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах
Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной
стороны). Микеланджело, по свидетельству Вазари, приступая к проектированию
собора Святого Петра, говорил, что хочет водрузить купол Пантеона на своды
базилики Максенция. ("Здесь был Рим", Виктор Солькин). Все несущие
конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное
пространство.
Рисунок
Giacomo Grimaldi 16 века с изображением старой базилики и строящейся новой на
заднем плане.
Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже
после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые
очертания (купол двойной - внутренний округлый и внешний, вытянутый вверх).
При всей неприязни к Браманте, Микеланджело
ценил его дарование и считал, что отступление от центрально-купольного плана —
это «отступление от истины». Микеланджело решил убрать сложные
неоготические элементы плана Сангалло и вернуться к простому, строго
организованному центрическому пространству, над которым доминировал огромный
купол на четырех опорах, одновременно укрупнив все формы и членения, придав им
пластическую мощь. Он добился большой слитности композиции и безусловного
преобладания пространства средокрестия над остальными частями. С восточного
фасада он добавил портик с торжественной колоннадой. Сложная и крупная пластика
форм в композиции фасадов сменила первоначально запланированную ясность и
простоту: стены расчленены уступами и пилястрами коринфского ордера с мощным
антаблементом и высоким аттиком; между пилястрами в простенках помещены оконные
проемы, ниши и различные декоративные элементы (карнизы, статуи и т. п.),
придающие стенам почти скульптурную пластичность.
Купол собора св. Петра.
Купол
собора Св. Петра — венец архитектурного творчества Микеланджело. Как и в
совершеннейших созданиях его кисти или резца, бурный динамизм, внутренняя
борьба контрастов, все заполняющее движение властно и органически включены в
этом куполе в стройное, замкнутое целое идеальных пропорций единого огранизма.
Микеланджело
не удалось полностью воплотить этот замысел, он успел при жизни успел построить
тамбур огромного (42 м в диаметре) купола, возведенного после его смерти
Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции.
Микеланджело
укрепил столбы, которые должны были поддерживать купол, изготовил модель
купола, воздвигнутого, согласно с ней, уже после смерти художника и доныне
поражающего посетителей Рима своею громадностью, смелой конструкцией,
благородством общей формы и изящными деталями.
Работая над громадным куполом, венчающим собор Св. Петра. Микеланджело учитывал опыт сооружения купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре, возведенного Филиппо Брунеллески, по поводу которого он сказал: «Повторять тебя не хочу, лучше сделать не умею». И тем не менее он нашел свое решение. Микеланджело же стремится превзойти Брунеллески и создать такой купол, чтобы под ним могли укрыться все христианские народы.
Не
повторяя купола Брунеллески, Микеланджело сумел дать свою еще более
внушительную концепцию. Если Брунеллески возводил купол флорентийского собора
на восьмигранном барабане, сохранив в нем соответствующие восемь ребер, то
Микеланджело дал куполу собора Св. Петра шестнадцатигранное основание, по
существу, приближенное к кругу. Барабан купола декорирован мощными спаренными
колоннами и нишами между ними.
Возносимый
кверху боковыми апсидами, купол покоится на барабане с большими окнами,
обрамленными спаренными, сильно выступающими вперед колоннами. Купол служит
одновременно выражением тяжести массы и вместе с тем ее одухотворенности,
порыва вверх, подчеркиваемого ребрами. Внутри спаренные плоские колонны
барабана не вторгаются в окружающее пространство, как это происходит на фасаде.
Громадный,
цельный, торжественный купол собора Св. Петра и теперь господствует над Римом,
утверждая мощь дарования его создателя. В этом архитектурном творении
Микеланджело в убедительных формах выразил свое ренессансное представление о
величии и грандиозных возможностях человека, веру в которые он пронес даже в
эти труднейшие годы своей жизни. Купол собора Св. Петра стал символом власти, а
также моделью для куполов в западно-европейской и даже американской архитектуре
- достаточно сравнить его с куполом Капитолия в Вашингтоне.
Купол
Капитолия в Вашингтоне
История
в тему:
Собор
св. Петра в глазах Марка Твена
Марк Твен отмечает, что собор имеет одинаковую
длину с Капитолием в Вашинктоне, но несколько шире. Купол базилики также
показался ему выше капитолийского, примерно на сотню фунтов или даже больше. И
все же собор не впечатлил Марка Твена. "Собор св. Петра показался мне
снаружи значительно меньше Капитолия и далеко не таким красивым ", -
жаловался он.
Оценки были не очень далеки от действительности:
Капитолий на 17 метров длинее собора св. Петра, но базилика на 33 метра шире и
на 48 метров выше. Когда стоишь в дверях собора св. Петра и смотришь на тех,
кто находится в его дальнейшем конце - за два квартала от тебя, - то видишь их
сильно уменьшиными; среди грандиозных статуй и картин, затерянных в бесконечном
пространстве, они выглядят более крохотными, чем если бы находились на
расстоянии двух уличных кварталов.
В начале
XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь
креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную
часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В
результате купол оказался скрыт фасадом, утратил своё доминирующее значение и
воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.
Высота
фасада, построенного архитектором Мадерно, 48 м, ширина — 114,7 м.
Перед фасадом
церкви находится огромная овальной формы площадь св. Петра, построенная в
1656-1667 годах. Его размер 349 на 240 метров. Площадь, которая вмещает
большое количество верующих, стекающихся к собору, чтобы получить папское
благословение или принять участие в религиозных празднествах. Джованни Лоренцо Бернини, создал в
1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых
выдающихся произведений мировой градостроительной практики.
На ней
установлены египетский обелиск из красного гранита, фонтаны работы Мадерно и
Бернини и колоннада из 284 колонн, над которыми возвышаются 140 статуй святых.
Комментариев нет:
Отправить комментарий