воскресенье, 20 июля 2014 г.

Тиамат. Из цикла Боги Месопотамии.


Боги и божества в разных культурах, разных цивилизаций часто похожи друг на друга, они имеют одинаковые функции, практически одинаковое происхождение. Отличие только в именах, так же есть и общее начало всех этих Богов - Великая мать, ее называют по разному, например, в Месопотамии это была Тиамат. На примере ее истории можно проследить не только сказку о сотворении мира, но и то как эта история повлияла на саму Месопотамию.

Тиамат.

Тиамат, описанная в вавилонской сказке "Энума Элиш", - ужасная богиня-мать, вышедшая из соленой воды; она вступила в битву с Мардуком после того, как он убил ее мужа Апсу, бога пресной воды. Является символом первородного хаоса, Тиамат изображается в виде яросного дракона или змееподобного существа. 

Торкильд Якобсен и Вальтер Баркерт считают, что оно может происходить от аккадского слова «тамту» (tâmtu) — море, ранняя форма которого «тиамтум» (ti’amtum). Или же в этом имени объединились два шумерских слова: «ти» (ti)- жизнь и «ама» (ama) — матьаркерт видит связь слова с Тефидой (Tethys) и поздней её формой thalatth, схожей с греческим thalassa — «море».Харриет Кроуфорд обнаруживает смешение вод в природе в Персидском Заливе когда свежие воды Арабского аквифера смешиваются с солёными водами моряиамат иногда представляют в виде морского змея, дракона или пятиглавого огнедышащего змея, но нигде в древних текстах нет таких прямых описаний. В Энума Элиш Тиамат имеет: хвост, бёдра, живот, грудь, рёбра, шею, голову, череп, глаза, ноздри, рот, губы; сердце, артерии, кровь.Так как при написании слова «Тиамат» в «Энума элиш» отсутствует детерминатив DINGIRозначающий «божество», Тиамат следует считать скорее природным элементом или стихией, чем богиней.


Enûma Элис является вавилонским мифом о творении (названный в честь его первых слов). Это были восстановленные  Остин Генри Лейарда таблички. Они были найдены  в 1849 (в фрагментарной форме) в разрушенной библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии (Мосул, Ирак), и опубликованы Джорджом Смитом в 1876 году. Enûma Элис имеет около тысячи строк и записана  на старовавилонском языке на семи глиняных табличках, каждая из которых содержит от 115 до 170 строк текста. Большинство табличек  не были восстановлены. Дубликат таблички V был найден в Sultantepe, древняя Huzirina, расположенный недалеко от современного города Шанлыурфа в Турции
Эну́ма э́лиш-  Вавилонский миф творения
Первая табличка начинается описанием первобытного хаоса, не существовало еще ни земли, ни неба. Праотец Апсу и праматерь Тиамат смешивали свои воды. В те же незапамятные времена был создан могучий и свирепый советник Мумму.
Именно тогда появились боги Лахаму[4] и Лахму[5], а возможно, и другие боги первого поколения. От них родились Аншар[6] и Кишар[7], которые создали по своему подобию Ану[8]. Затем Ану породил Эа[9] (Нудиммуда).
Апсу не понравился образ действий молодого поколения богов, которые беспокоили его своим поведением, видимо желая отделить стихии и упорядочить хаос. Он задумал уничтожить своих детей, хотя Тиамат всячески отговаривает его. Однако Мумму поддержал Апсу и это решило дело.
Боги, узнав об опасности, приходят в ужас. Но мудрый Эа при помощи заклинания усыпил Апсу и убил его, разрубив на куски, а Мумму пленил и лишил его магической силы. После этого Эа построил себе дом Апсу, где его жена Дамкина[10] родила ему прекрасного сына Мардука[11]. Родители не могли нарадоваться на свое творенье, Ану подарил ему четыре ураганных ветра, которые тревожили Тиамат.
Подстрекаемая другими богами, Тиамат решила отомстить молодому поколению за смерть Апсу. Она создает армию чудовищ — змей, драконов, псов, рыболюдей, человеко-скорпионов. Один из богов первого поколения — Кингу[12] — делается ее мужем, ему она вручает таблицы судеб.
Вторая табличка рассказывает о приготовлениях Тиамат к битве против младшего поколения богов премудрый Эа сообщил Аншару. Его рассказ — дословное повторение строк 129—162 таблицы I. Аншар пытается уговорить победителя Апсу выступить против Тиамат. Текст ответа Эа разрушен, но из контекста ясно, что он советует отправить на переговоры с ней Ану. Ану идет, но, лишь взглянув на Тиамат, возвращается в страхе. Боги пребывают в растеряности. Тогда Аншар вспоминает о молодом Мардуке. Тот соглашается сразиться с Тиамат, но взамен просит для себя первенства среди богов и право определять судьбы.
Третья Табличка. Аншар отправляет Гагу, своего посла, к Лахму и Лахаму. Гага должен изложить старейшим богам все события. Рассказ о подготовке Тиамат к бою повторяется, таким образом, дважды устами Аншара, как поручение, и затем уже непосредственно — устами Гаги, который сообщает и об условиях Мардука. Узнав обо всем Лахму и Лахаму приходят в ужас. Аншар созывает собрание богов и рассказывает им о предложении Мардука. Роскошный пир и большое количество вина способствуют тому, что боги решают уступить Мардуку первенство над ними.
Четвертая табличка. Мардук восседает на троне, остальные боги восславляют его, но просят доказать свое могущество. По слову Мардука исчезает, а затем появляется звезда, и уже никто не сомневается в его величии. Всемощий бог вооружается для битвы, берет лук, стрелы, булаву, сеть. Семь ветров служат Мардуку, а четыре урагана, подарок Ану, он запряг в колесницу и бросился в бой, зажав в руке траву заклинаний.
Вначале Мардук и Тиамат обмениваются взаимными обвинениями, а затем начинается битва. Владыка набрасывает на праматерь сеть и пускает ей в чрево буйный вихрь. Затем он пронзил ее стрелой, разрезал ей внутренности и вынул сердце. После победы над предводительницей Мардук истребляет все ее воинство, берет в плен Кингу и отнимает у него таблицы судеб. Немного отойдя от битвы, всемогущий бог разрубил попалам тело поверженной Тиамат. Одну половину он поднял вверх и сделал небом, а другую — землею. На небе он создал Эшарру — подобие земного жилища Апсу — и поселил там Ану, Энлиля и Эа.
Тиамат и Мардук.
Пятая табличка. Затем Мардук сотворил звезды на небе, дал сияние Луне и Солнцу, определил день и ночь. В поврежденной части таблицы возможно рассказывалось о создании растений и животных. Последняя часть посвящена восхвалению Мардука другими богами.
Шестая табличка. Наконец Мардук замыслил создать человека и делится своими планами с премудрым Эа. Собрав совет богов, он решает принести в жертву коварного Кингу и все соглашаются на это. Кингу убивают, выпускают из него кровь, из которой Эа создает людей и возлагает на них бремя служения богам. В благодарность за все деяния боги решают построить для Мардука в Вавилоне храм Эсагилу. По завершении работ все собираются на пир, во время которого устанавливают на небе лук Мардука. Затем Аншар, Лахму и Лахаму нарекли всемогущего каждый тремя именами и посоветовали остальным сделать также.
Седьмая табличка. Таблица содержит гимн творцу Вселенной и перечисление его пятидесяти имен, соответствующие проявлениям его силы
Русский учёный В. К. Шилейко  первым перевёл все известные в то время месопотамские поэтические тексты с оригинала на русский язык, в том числе и «Энума Элиш» (1910-1920-е гг.).
Этот Эпос является одним из наиболее важных источников для понимания вавилонского мировоззрения, в центре которого находится верховенство бога Мардука и создание человечества на службе богов. Его основная первоначальная цель, однако, не является экспозиция теологии или теогонии Но возвышение Мардука, главного бога Вавилона, выше других месопотамских богов.Enûma Элис существует в различных копиях из Вавилона и Ассирии. Состав текста, вероятно, восходит к бронзовому веку, ко времени Хаммурапи или, возможно, в начале Kassite эры (примерно 18-го на 16 веков до нашей эры), хотя некоторые ученые выступают за более позднюю дату ок. 1100 г. до н.э.Когда семь табличек, были впервые обнаружены, свидетельства указали, что он был использован в качестве "ритуала", то есть они читались во время церемонии или праздника. Это праздник теперь известен, Акиту фестиваль, или вавилонский новый год. Они говорят о сотворении мира, и триумфа Мардука над Тиамат, и как он относится становится царем богов. 
Enûma Элис была признана в качестве аналога с еврейским созданием в Книге Бытия от его первой публикации (Смит 1876), и это было важным шагом в признании корней текстов найденных в Библии, и в более ранних текстах древнего Ближнего Востока (Кананит и Месопотамии) миф. Мало кто сомневается, что шумерская версия истории предшествовали библейскому рассказу на несколько сотен лет.

Бытие 1:1-3 можно считать, описывающая состояние хаоса непосредственно перед Божьей акта творения:
"В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною. И Дух Божий носился над поверхностью вод. И сказал Бог: "Да будет свет", и стал свет. " 

Интересно то, что среди предметов искусства палеолита обширного евроазиатского региона - от Сибири до Пиренейского полуострова  - часто встречаются женские изображения. Исследования показали, что что изображение мифического существа женского пола, богини. содействовавшей успехам первобытных людей в охоте на диких животных. В представлении древних это было всемогущее существо, распоряжающееся не только текущими делами. но и жизнью и смертью как животных, так и людей. В эпохи палео- и неолита это женское божество было верховным в пентеоне. Имеющиеся древние тексты - египтян, греков, римлян - именуют ее Великой матерью или Великой богиней. На рубеже III-II тыс. до н.э. неолитические верования претерпели принципиальные изменения. Развитие земледелия, усиление патриархата, миграция индоевропейских племен привели к замене культово-мифологических представлений на иные, более соответствующие новым историческим условиям. В этот период происходит процесс вытеснения женских божеств мужскими.

Венера ВиллендорфскаяМузей ЕстествознанияВена
Фигурка изготовлена примерно в 24-22 тысячелетии до нашей эры.

А теперь о влиянии истории Тиамат на историю Месопотамии.
С приходом железного века, который начинается с 1250 года до н.э., Вавилон поднимается до ранга великих столиц, и Мардук (Marduk), его бог, возводится в ранг самых величайших из богов. Богиня Мать подменяется Мардуком, который присваивает себе все атрибуты, данные ей мудрецами былых времен.
Во время этой битвы Великая Богиня принимает форму ужасного дракона, вызвавшего к жизни многочисленных змей с острыми зубами и страшными челюстями, из которых истекает яд. Змея, которая использовалась всегда, чтобы показать силу богини, становится в этом мифе выражением ужаса, разрушения и смерти. Происходит полный разрыв с символикой палеолита и неолита. Это новое воззрение способствовало превращению Змея (книга Бытия) в демонический принцип, ставший причиной падения Адама и Евы.
Мардук - Бог Отец - занимает теперь главенствующее положение, полностью заменяет собой Богиню и превращается в Бога без женского аспекта. Бог становится создателем Небес и Земли, в то время как Богиня, источник жизни, сама была Небесами и Землей. Концепция сотворения совершенно отличается от концепции существования и подразумевает разницу между Создателем и тем, что создано. 
 Ужасные образы вавилонской мифологии питали культовую жизнь десятков поколений вплоть до прихода ассирийской державы, которая также пропиталась ими после покорения Вавилона. 
 Ассирийцы приняли на свой счет победу Мардука над Тиамат, введя ее в свою мифологию, так как это во всем соответствовало их религиозному и духовному воззрению, основанному на принижении женского начала. Ассирийская печать, датируемая 800 г. до н.э., отражает уничтожение богини в виде дракона племенным ассирийским богом Ашшуром.
Новым порядком, который держался на завоеваниях и войнах, управлял "мужской" бог. Месопотамия и Ближний Восток были втянуты в неумолимую логику войн и разрушений, кульминацией ужаса которых стала империя ассирийцев. С появлением бога Ашшура, культ которого стал подобием культа Мардука, отцовский принцип бога в Ассирии становится фактом огромной важности.
Месопотамия жила под влиянием народов двух великих имперских держав: египтян - с юга, хеттов и хурритов - с севера. В середине XIV века до н.э. ассирийцы освобождаются от опеки хурритов и возводят свое царство в ранг великих держав. Их агрессивность не знает границ. На востоке они захватывают Персию, с крайней жестокостью вступают в войну с Мидией и после многолетней борьбы захватывают ее, расширяя таким образом свою империю до Каспийского моря. Для ассирийца-воина - это воля бога Ашшура, поэтому мир никогда не длился долго. На западе и юге ассирийцы развертывают кампанию против арабских племен и Египта. Разрушены Фивы, которые не восстанут больше из руин. Ассирийские войска непрестанно ведут молниеносные военные кампании. Хорошо вооруженные, они беспрерывно воюют, держат в страхе народы, проливают кровь, сжигают города.
Ассириец устанавливает свой закон, но ничего не создает. Ассирийская война не только разрушает самые процветающие урбанизированные общины, но опустошает также и земли. Колодцы высушены, ирригационные каналы забиты, чистые источники превращены в болото, что становится причиной голода и вымирания малочисленного населения, не угнанного в рабство и еще не уничтоженного. Ассирийцы, как никогда ранее, осуществляли массовое отселение целых общин с тем, чтобы избежать восстаний, когда ассирийская армия отправлялась на новые завоевания. А эти завоевания представляли собой сметенные с лица земли города, депортированное население, пленников, с которых живьем сдиралась кожа или которых предавали огню с невероятной жестокостью. Каждая из ассирийских побед - это смерть цивилизации.
Ассирийская империя достигла апогея территориальных завоеваний при царствовании Ашшурбанипала в 630 году до н.э. Ее границы простирались от Египта до Каспийского моря. Однако мидяне и вавилоняне создали коалицию, чтобы бороться против этой империи, которая в силу своей обширности не могла больше контролировать внутренние восстания. В 614 году до н.э. город Ашшур был побежден, все города Ассирии разрушены, а их жители уничтожены. Никакой другой народ в истории не исчезал с лица земли так бесследно, как ассирийский.
Этот беспощадный суд не послужил уроком вавилонским завоевателям, которые своим поведением увековечили ассирийскую жестокость. Их король Навуходоносор стал руководствоваться ассирийской политикой и пустился в завоевательные войны. Он вновь покорил иудейское и израильское царства, которые в те времена были вассалами Египта, увековечив таким образом несчастья еврейского народа. Он осадил Иерусалим, захватив его в 557 году до н.э. Город был разорен и полностью сожжен. Храм Соломона был разрушен. Все население было угнано в Вавилон. Именно здесь евреи частично ассимилировали местную мифологию, которая оказала значительное влияние на Библию, в частности, на книгу Бытия.


1 комментарий:

  1. The Most Iconic Video Slots On The Planet - Jancasino
    The most iconic video slot is casinosites.one the 7,800-calibre slot machine jancasino.com called Sweet Bonanza. 출장안마 This slot machine was developed in 2011, communitykhabar developed in the same studio https://vannienailor4166blog.blogspot.com/ by

    ОтветитьУдалить

/body